Фасады домов Москвы: горгульи, единороги и разная нечисть (часть 1)

Адрес: г.Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1 , м.Чистые пруды, Тургеневская, Сретенский бульвар

Единороги, горгульи, грифоны: кто еще притаился на фасадах московских домов

Знаете владельца или PR-менеджера?
Вы нужны проекту GoTonight!
Пишите: social@GoTonight.ru

Москва вобрала в себя множество архитектурных стилей — от деревянного зодчества XV века до конструктивизма. Русские и зарубежные архитекторы, работавшие в столице в разное время, вносили в ее облик что-то новое.

Самые смелые эксперименты и самые изысканные «украшательства» пришлись на эпоху модерна, то есть на конец XIX — начало XX века. Переосмысливая старые течения, архитекторы тех лет свободно соединяли их элементы. Тогда в Москве на фасадах новых домов и поселилось множество фантастических созданий.

1. Дом страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, дом 6/1)
Два его корпуса формируют целый квартал на Сретенском бульваре. Дом был построен в 1902 году по проекту Николая Проскурнина. Для крупнейшей в Российской империи страховой компании он же спроектировал доходный комплекс на Лубянской площади, впоследствии перестроенный и известный ныне как здание органов госбезопасности, а также доходный дом в Риге.

Дома на Сретенском бульваре в то время считались самыми технически оснащенными многоквартирными жилыми зданиями в стране: здесь работала автономная электростанция, было отопление и новая система кондиционирования. Кроме того, постояльцы доходного дома — ученые, профессора университета и члены Государственной думы — располагали собственной артезианской скважиной глубиной 45 метров.

После революции жильцами дома стали представители советской интеллигенции, на нижних этажах расположились Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление, Наркомпрос РСФСР и литературный отдел Главполитпросвета, первое место работы Михаила Булгакова в Москве.

Свидетелей тех времен можно найти в этом квартале и сейчас. Балконы главного фасада стерегут, глядя на Тургеневскую площадь, химеры со слоновьими хоботами-флейтами. Круглые эркеры поддерживают стайки летучих мышей, а балконы в проезде между корпусами — хищные птицы, напоминающие знаменитых горгулий Нотр-Дама. Если приглядеться, на фасадах можно увидеть и саламандр — в представлении средневековых магов и алхимиков эти земноводные не горели в огне. Есть здесь и образы более реальных животных: грозный лев устроился возле циферблата, пеликан — в нише под часовой башней, ястребы — по соседству с ним.

Разглядывать эти уникальные здания можно долго — в их декоре, помимо фигур вымышленных и реальных животных, использованы античные, средневековые и барочные мотивы. Тимпан фронтона украшает горельеф — сюжетная композиция, герои которой — философы античности. На фасадах со стороны Боброва переулка можно увидеть крылатые женские фигуры, выполненные в виде корабельных ростров, а в основаниях небольших колонн — амуров.

2. Доходный дом церкви Троицы на Грязех (Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3)
При ближайшем рассмотрении «кружево» оказывается барельефом, изображающим сказочных животных — и пересчитать их с ходу не так-то просто.

Здание построили в 1909 году по проекту Льва Кравецкого, а за оформление отвечала художественная артель «Мурава» — объединение учеников Строгановского училища, вдохновленное Абрамцевским заводом майолики — керамико-художественной мастерской, созданной Саввой Мамонтовым в своей усадьбе. Терракотовые барельефы создавались по эскизам художника Сергея Вашкова — ученика Виктора Васнецова и одного из мастеров московского модерна.

Вашков в свою очередь черпал вдохновение для этой работы во Владимире. Образы сказочных зверей частично повторяют барельефы Дмитриевского собора — храма XII века. Однако это не точные копии, а их образное прочтение в укрупненном масштабе и гротескной прорисовке. Кого здесь только нет: грифоны, драконы, жар-птицы, коронованные лебеди, огнедышащие псы, птицы о двух главах и в гордом одиночестве лев с человеческим лицом и роскошными усами.

Часть квартир в доме предназначались для временного проживания нуждающихся прихожан церкви Святой Троицы на Грязех, часть сдавалась внаем. Изначально здание было четырехэтажным, с шатровыми башенками по краям. В 1945 году надстроили еще два этажа — из-за этого ряд верхних барельефов был утрачен.

3. Выездная башня Синодальной типографии (Никольская улица, дом 15)

Геральдические эмблемы — вот где в первую очередь следует искать единорога в наше время. Там они часто встречаются в паре со львом — всем известна их вечная борьба за корону. В стихотворении Льюиса Кэрролла речь шла о британской короне, однако эта пара противников не чужда и российской геральдике — льва с единорогом изображали на золотых российских монетах начиная со второй половины XV века, со времен правления Иоанна III.

В 1561 году единорог появился на печатях Ивана Грозного — в том числе на груди двуглавого орла, где также размещали изображение Георгия Победоносца. А в паре со львом он встречается на фирменном знаке Московского печатного двора и на фасаде выездной башни Синодальной типографии.

4. Дом Перцова (Курсовой переулок, дом 1)

Художники артели «Мурава» причастны к созданию еще одного необыкновенного московского дома — красного терема с майоликой на узнаваемых треугольных фронтонах. Это здание в неорусском стиле было построено в 1907 году по заказу инженера путей сообщения и крупного мецената Петра Перцова. Он объявил конкурс на лучший проект доходного дома в русском стиле, предназначенного в первую очередь для творческой интеллигенции. Потому в жюри входили такие признанные мастера изобразительного искусства, как Виктор Васнецов, Василий Суриков, Василий Поленов и Федор Шехтель.

В итоге премию в размере 800 рублей выиграл Аполлинарий Васнецов, но будущему хозяину дома больше понравилась работа, занявшая второе место, — проект Сергея Малютина. Здание в стиле русский ампир, придуманное им, не совсем соответствовало условиям конкурса, и Перцов планировал переработать проект, но идеальный вариант нашелся среди черновых конкурсных эскизов художника.

Малютин собственноручно проработал все детали будущего здания, в том числе рисунки для наружной майолики. На этих панно, которые и выполнили мастера керамической мозаики из артели «Мурава», изображены герои русских сказок и легенд — птица Сирин, лиса и заяц, щуки и змеи, бык, борющийся с медведем, и многие другие.

Анималистические мотивы встречаются не только на мозаиках — трубы дома выполнены в виде спящих сов, кронштейны балконов — в виде драконов, а на коньке крыши установлена решетка с позолоченными львами.

Петр Перцов прожил в своем доме 15 лет. Кроме того, в разное время здесь жили художники Роберт Фальк, Василий Рождественский, Александр Куприн, а в 1908–1909 годах в подвале дома находилось кабаре «Летучая мышь». После революции здание было национализировано.



В концепциях:

Романтика Нотр-Дам де Пари (прогулка)

Прогулка с друзьями или вдвоем в поисках Нотр-Дама и его горгулий, а ещё, конечно, всякого рода единорогов, грифонов и всякой прочей нечисти. Проведем день с архитектурой и устроим креативную фотосессию



Всего оценок: 0
Оценить и оставить отзыв
Уже посетили:
977 человек (977)

Бюджет: Бесплатно Контакты: www.mos.ru/news/item/63607073

На карте:


Отзывы о месте:
Отзывов пока нет, напишите свой!
А как считаете Вы?
Нажмите на звезду
          




fb