Фасады домов Москвы: горгульи, единороги и разная нечисть (часть 2)

Адрес: г.Москва, Красная площадь, д. 1 , м.Театральная, Площадь Революции

Единороги, горгульи, грифоны: кто еще притаился на фасадах московских домов

Знаете владельца или PR-менеджера?
Вы нужны проекту GoTonight!
Пишите: social@GoTonight.ru

Москва вобрала в себя множество архитектурных стилей — от деревянного зодчества XV века до конструктивизма. Русские и зарубежные архитекторы, работавшие в столице в разное время, вносили в ее облик что-то новое.

Самые смелые эксперименты и самые изысканные «украшательства» пришлись на эпоху модерна, то есть на конец XIX — начало XX века. Переосмысливая старые течения, архитекторы тех лет свободно соединяли их элементы. Тогда в Москве на фасадах новых домов и поселилось множество фантастических созданий.

1. Исторический музей (Красная площадь, дом 1)
Современное здание типографии было построено в 1815 году. Оно возводилось одновременно с Никольской башней Московского Кремля, поэтому с ее готическими мотивами перекликается и оформление типографии. Архитекторам — Алексею Бакареву и Ивану Мироновскому необходимо было подчеркнуть древность этого места, и именно готический стиль в начале XIX века ассоциировался со стариной. Нарочито архаичными выглядят и звери, расположившиеся над входом, — лев, символ власти, и единорог, олицетворение чистоты и строгости.

Их же (в позолоте, по соседству с державными орлами) можно без труда найти на шпилях башен Исторического музея. В 1935 году металлические скульптуры сняли со шпилей — орлов переплавили, а вот львов и единорогов сотрудникам музея удалось спрятать. Они вернулись на прежнее место 68 лет спустя.

2. Особняк Петра Щекотова (Нащокинский переулок, дом 8)
Совсем другой единорог, далеко не воинственный, украшает еще одно неоготическое здание — доходный дом, выстроенный в Нащокинском переулке по заказу почетного гражданина Москвы Константина Лазарева. Автор особняка — Петр Щекотов. Здание, оформленное резным декором и фигурными вставками, резко выделяется на фоне соседних домов.

Однако у здешнего единорога есть тайна — он гораздо моложе, чем кажется. Как и химера, голова которой установлена на выступающем эркере. Дело в том, что они появились на фасаде всего 14 лет назад в ходе реконструкции здания. В авторском проекте подобные украшения отсутствовали, однако специалисты Центра историко-градостроительных исследователей решили включить их в проект реконструкции — и новые обитатели фасада удачно вписались в ансамбль.

По одной из версий, именно этот дом послужил прообразом для готического особняка из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». С 1934 года Михаил Афанасьевич жил напротив — в квартире, отведенной ему в доме кооператива писателей (был снесен в 1970-х). Булгаков провел здесь последние годы жизни. По мнению литературоведов, «готическим» особняк Маргариты стал в поздних версиях знаменитого романа.

3. Особняк Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка, дом 17)
Впрочем, существует как минимум десяток версий, касающихся того, какое же московское здание стало прототипом того самого особняка. «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата», — пишет Булгаков. Согласно еще одному популярному мнению, под это описание больше всего подходит удивительной красоты дом на Спиридоновке — особняк Зинаиды Морозовой.

Он также выстроен в неоготическом стиле по проекту Федора Шехтеля. Как и полагается всякому готическому зданию, здесь есть горгульи на водосточных трубах и по краям террас.

4. Особняк Варвары Морозовой (улица Воздвиженка, дом 16)
Другой памятник архитектуры, связанный с этой купеческой фамилией и принадлежавший Арсению Морозову, появился на Воздвиженке в 1899 году. Эклектичный дворец в мавританском стиле построен по проекту Виктора Мазырина, Разумеется, в композиции столь причудливого и при этом масштабного здания нашлось место для мифологических элементов: розетку над главным входом украшает фигура крылатого льва с рыбьим хвостом. А особняк матери Арсения — Варвары Морозовой, который находится по соседству, украшен скульптурами грифонов — они восседают на портиках здания, несколько теряющегося из виду на фоне мавританского дворца.

Образы этих мифических существ не случайно часто использовались в оформлении особняков, а также банков и казнохранилищ: символ грифона как хранителя золота сложился еще в искусстве Древнего Востока. В этом же качестве он выступает и в мифах других культур — стережет путь к сокровищам. Поэтому в Москве, городе купцов и промышленников, грифоны на фасадах зданий XIX — начала XX века встречаются часто.



В концепциях:

Романтика Нотр-Дам де Пари (прогулка)

Прогулка с друзьями или вдвоем в поисках Нотр-Дама и его горгулий, а ещё, конечно, всякого рода единорогов, грифонов и всякой прочей нечисти. Проведем день с архитектурой и устроим креативную фотосессию



Всего оценок: 0
Оценить и оставить отзыв
Уже посетили:
960 человек (960)

Бюджет: Бесплатно Контакты: www.mos.ru/news/item/63607073

На карте:


Отзывы о месте:
Отзывов пока нет, напишите свой!
А как считаете Вы?
Нажмите на звезду
          




fb